Технология ZAC: лидерство обязывает

12.01.2015
типография девиз в прессе      

На вопросы редакции журнала "ФОРМАТ" отвечал

Титов А.В. Директор по развитию ООО "Типографский комплекс Девиз"

Вопросы печати газет в последнее время мы обсуждаем все чаще. И хотя в газетной индустрии происходят серьезные процессы, ничего драматичного не случилось. Пока издатели газет понимают, как зарабатывать деньги на бумаге, они будут это делать. Более того, в последнее время, учитывая разговоры о контроле над интернетом или даже его отключении или ограничении в связи с вопросами национальной безопасности", кажется, роль газет может даже вырасти. Так ли это, мы решили выяснить у нашего собеседника - Алексея Титова, директора по развитию петербургской типографии "Девиз", которая очень хорошо известна в Северо-Западном регионе и далеко за его пределами.

Предприятие было создано в 1995 г. специально для печати крупных рекламных газет, которые в те годы переживали эпоху расцвета. Это были еженедельные многополосные издания для Санкт-Петербурга тиражами более 1,5 млн. экз. Сначала в "Девизе" была установлена одна газетная машина, но довольно быстро технический парк сильно увеличился. В итоге получился серьезный комплекс оборудования, состоящий из допечатного участка с несколькими устройствами Ctp, а также печатного производства с листовыми и рулонными машинами, причем, работающими как по технологии ColdSet, так и Heatset. Сейчас в типографии эксплуатируются три рулонные печатные машины, одна из которых восьмибашенная Goss Universal 70 с тремя фальцаппаратами и восемью рулонными зарядками, позволяющими независимо друг от друга изготавливать три разных заказа или печатать одну цветную газету формата А3 с числом полос, достигающим 128. Помимо этого, есть KBA Compacta, позволяющая работать на мелованных или мелкомелованных или на улучшенных газетных бумагах. Любопытно, что ее фальцаппарат оснащен системой дополнительного фальцевания (два дополнительных фальца), устройствами шитья тетради проволокой и трехсторонней обрезки. Это позволяет на выходе печатной машины получать полностью готовое издание формата А4, которое можно сразу же отдавать заказчику. Это очень удобно, например, для печати торговых каталогов большими тиражами. насколько нам известно, таких систем в России больше нет.

По словам Алексея, газетная печать в регионе пока еще активна, но прессинг со стороны заказчика ощущается, хотя от него страдают в основном небольшие типографии:"Коньком типографии "Девиз" всегда было высокое и при этом стабильное качество продукции. Те клиенты, которые это ощутили, редко предпринимают попытки перейти в другие типографии, более того, они даже готовы платить несколько больше именно за качество. Так что у нас пока с объемом заказов проблем нет, а вот жизнь у малых газетных типографий в ближайшее время сильно осложнится.  Мы это уже видим - есть примеры даже в нашем городе, когда газетные типографии не выдерживают существующей действительности и уходят с рынка. Так, недавно, к нам перешло несколько газет, которые остались "бесхозными" после закрытия подобных типографий".

Как и везде, на газетном рынке заметно ужесточение конкуренции, при этом выживают только сильнейшие. И причина не в масштабе того или иного полиграфического предприятия. "Девиз" всегда был не просто большой, но инновационной типографией, внедряющей в свою работу самые современные технологические решения и имеющей возможность предложить клиенту что-то эксклюзивное - то, чьл мало кто на рынке умеет. В частности, это одна из немногих типографий на нашем рынке, которая имеет возможность эффективно печатать комбинированные издания: часть - на газетной, а часть - на мелованной бумаге. Причем для этого может использоваться даже несколько технологий. Один из вариантов - печать на машине Goss, одна из секций которой укомплектована УФ-сушкой, что обеспечивает возможность печати на мелованных бумагах. Но в тех случаях, когджа требуется очень высокое качество печати на мелованной бумаге, используется листовая офсетная машина. Более того, встречаются комбинированные издания, в которых присутствуют элемент всех печатных технологий: часть блока печатается на газетной бумаге, часть - на легколмелованной с УФ-отверждением, а обложка - "на листе", чтобы иметь самое высокое качество первой полосы. Для этого типографии потребовалось обновить оборудование листовой печати. В частности, не так давно в компании установили новую печатную машину Heidelberg Speedmaster CD 102 в пятикрасочном исполнении для печати обложек журналов и гибридных изданий.

Чтобы обеспечить работоспособность всей печатной базы, в типографии работает большой цех допечатной подготовки: "Типография "Девиз" уже давно использует современные средства прямого экспонирования офсетных пластин, но не так давно мы обновили оборудование, установив новую систему CtP Screen PlateRite 16000IIS большого формата, и самое главное - перешли на новую малохимическую технологию Fujifilm ZAC. Более того, мы подписали с компанией "ЯМ Интернешнл долгосрочных контракт на поставку пластин Fujifilm. Для нас это большой шаг вперед, поскольку, будучи лидером на своем рынке, мы ощущаем большую ответственность, в частности в области экологии. У нас все должно быть на высоком уровне. После внедрения Fujifilm ZAC полностью исчезли проблемы со сточными водами. Мы крупное предприятие, и, разумеется, находимся под пристальным вниманием разных надзорных органов. Так вот теперь ни СЭС, ни "Водоканал" к нам не имеют никаких претензий. Они берут пробы стоков и убеждаются, что они безвредные. Впрочем, выбор материалов Fujifilm объясняется не только этим. Нам нужно очень высокое качество печатных форм, мы не можем на этом экономить. Нам требуется большая тиражестойкость, поскольку бывают тиражи в несколько сотен тысяч экземпляров, и менять в процессе тиража формы невыгодно. У нас разные технологии печати, в том числе УФ, что также накладывает на формы определенные требования. разумеется, мы тестировали самые разные пластины, но лучшими считаем Fujifilm, поэтому и подписали договор на пять лет с их эксклюзивным дистрибьютором на территории СНГ, компанией "ЯМ Интернешнл". Еще один важный параметр пластин, который учитывают все типографии, - цена. И здесь важно не ошибиться. Fujifilm, безусловно, не относится к дешевым пластинам, но если подсчитать все в комплексе: и тиражестойкость, и универсальность, и обеспечение качества и ZAC-технологию, в итоге использовать эти пластины намного выгоднее".

Отдельно следует отметить огромный парк допечатого оборудования, укомплектованный устройствами Muller Martini. В "Девизе" все больше и больше печатают сложные, комбинированные издания, издания типа "журнал-газета", а также полноценные цветные журналы, ретейл-каталоги и другую объемную продукцию. Все это требует сборки:"У нас сейчас самый большой на Северо-Западе парк оборудования по шитью проволочными скобами. Еще на заре существования типографии, мы приобрели в европе первый ВШРА Muller Martini и с тех пор предпочитаем покупать оборудование только этой марки. Сейчас у нас уже 7 линий для шитья проволокой, есть линии для бесшвейного скрепления. Это очень надежное оборудование, мы хорошо его изучили, и к тому же оно ремонтопригодно, мы усеем сами его обслуживать, лишь изредка привлекая сервис-инженеров производителя".

Надо сказать, что после посещения типографии "Девиз" мы нашли подтверждения ряду теоретических выкладок о том, что газеты будут развиваться по-разному, но по большей части будут постепенно мигрировать в область гибридных изданий - "газет-журналов". Они будут становиться меньше форматом,все более качественными, все более объемными, с обложками и тетрадями на мелованной бумаге. Такая тенденция была заметна и раньше, но сейчас она проявляется на практике все больше. Впрочем, и обычные газеты пока еще неплохо себя чувствуют, хотя, конечно, тех миллионных тиражей рекламных газет, которые были десять лет назад, уже нет.

В заключение Алексей рассказал, что многие сейчас говорят о конкуренции с западными типографиями и даже на законодательном уровне хотят решить эту проблему: то ли отменять пошлины на бумагу, то ли вообще запретить печатать периодику за рубежом. "Девиз" решил эту проблему довольно интересным способом - приобрел типографию в Евросоюзе, в частности, в Эстонии (недалеко от Санкт-Петербурга). поэтому теперь если заказчик считает,что ему выгоднее разместить заказ в Европе, ему могут предложить отличный вариант.

По словам Алексея, правительство Эстонии идет полиграфистам навстречу Если раньше одним из сдерживающих факторов для печати еженедельных или ежедневных изданий за рубежом было довольно длительное время доставки, (как ни старайся, но существенное время уходит на перевоз тиража из другой страны через границу, то теперь печатая продукция приравнена к "скоропортящимся грузам", и транспорт с тиражами в очереди на границе не стоит.


Текст статьи взят из печатной версии журнала "ФОРМАТ" №8, Ноябрь, 2014.

Ссылка на официальный сайт журнала здесь, электронная версия 8-го номера журнала "Формат" доступна по ссылке.