В газетном деле мы безусловные лидеры на Северо-Западе

11.10.2009

Генеральный директор ТК Девиз Андрей Валентинович Шадрин недавно отметил 50-летие

 Исполнился год работы А. В. Шадрина руководителем Типографского комплекса «Девиз». В будущем году предприятие отметит своё 15-летие, а его нынешнийдиректор в течение последних 15-ти лет работал профессиональным управленцем. Это очень солидный срок как для человека, так и – особенно в наше время – для типографии, даже такой большой, как «Девиз».

 

- Все начиналось в 1995 году с создания газетной типографии «Девиз Полиграфия», специализированной на печати черно-белых газет. Уже через два года успешная деятельность предприятия позволила принять решение об увеличении инвестиций в полиграфию, Началась разработка нового проекта, получившего название «Новые полиграфические технологии» («НПТ»), который, в свою очередь, позволил выйти на рынок печати полноцветных изданий большой тиражности. Реализация проекта завершилась введением в строй еще одногополиграфического предприятия, созданного как отдельное юридическое лицо и получившего название «НоваяТипография». В 2007 году в результате проведенного ребрендинга компания продолжила завоевывать лидирующие позиции на полиграфическом рынке под наименованием «Типографский комплекс «Девиз».Для поддержания стабильного конкурентного преимущества принимались меры по оснащению типографии печатным оборудованием, обладающим максимально широкими возможностями. Выбор был остановлен на продукции всемирно известной американской компании Goss Graphic Systems. В рекордно короткие для российской полиграфии сроки были приобретены и установлены ролевые офсетные машины Goss Universal 45. Следующим этапом развития типографского комплекса стало приобретение и запуск печатных машин Heidelberg GTO 52-2P, Heidelberg GTO 52-4, Heidelberg SpeedMaster CD 102-5 FL», журнально-ротационной печатной машины Albert 101A. В 2003 году началось освоение производственных площадей, размещенных на территории завода «Армалит». Сначала там разместился участок ролевой журнальной печати, была установлена журнально-ротационной печатная машина KBA Compacta S 80. Общая площадь занимаемых предприятием помещений составляет сегодня 13 тыс. кв. м. Новая площадка размещена в промышленной зоне в центре Санкт-Петербурга,обладает оптимальным набором внешних сетей, планировок и габаритов зданий, подъездов и, что немаловажно, возможностями для модернизации идальнейшего расширения. Поэтому было принято решение о постепенном переносе на новую площадку всех производственных мощностей. В прошлом году предприятие завершило все технические мероприятия по плановому переводу газетного производства из Угольной гавани на «Армалит». В течение последнего года работой предприятия руководит командауправленцев во главе с А. В. Шадриным. С ним беседует главный редак-тор газеты «Печатное дело» АндрейАнтоненко. 

 

- Андрей Валентинович, до прихода

 

- Шесть лет руководил нефтебазой «Ручьи» компании «Сургутнефтегаз». Далее четыре года был генераль-ным директором «Пластполимера» - предприятие пришлось выводить из процедуры банкротства, потом руководил оборонным заводом, который находился в подобном же состоянии. Я – кризисный управляющий, не стремлюсь засиживаться долго на одном месте, выбираю проблемные предприятия, а добившись стабили-зации положения компании, предпочитаю сменить место работы. 

в полиграфию Вы приобрели немалый опыт работы руководителем предприятий других отраслей промышленности. 

 

- Вы руководите Типографским комплексом «Девиз» ровно год, и этот год для экономики страны оказался самым трудным за последние десять лет. 

 

- На «Типографский комплекс «Девиз» я был приглашен собственником предприятия в ожидании грядущего кризиса и, надо сказать, достаточно своевременно. 1 октября 2008 года, когда я появился на предприятии, в полиграфии никакого кризиса еще не было. В октябре еще наблюдался рост, в ноябре рост замедлился, в декабре начался спад. Поэтому те мероприятия, которые были проведены новой командой в течение прошлой осени, также оказались очень своевременны. Началось сокращение численности работающих, борьба с издержками, поиск каналов поставки дешевых материалов. Сегодня у нас прямые договора на поставку бумаги и краски по ценам крупного опта, просроченная задол-женность поставщикам сократилась на порядок – до 7-10 млн. В результате уже к новому году на сокращении издержек были сэкономлены миллионы. Что позволило, несмотря на переоценку кредитных обязательств в валюте в связи с обесцениванием рубля, закончить 2008 год с прибылью, хотя и небольшой. В текущем году все процедуры оптимизации пришлось повторять еще дважды. Третий круг сокращений завершился как раз к 1 октября 2009 г. Хотелось бы, конечно, думать, что он последний, но углубление кризиса не дает оснований для особого оптимизма. Бизнес-план, составленный в феврале этого года и нацеленный на выживание в ближайшие несколько лет, казался на тот момент предельно пессимистичным, но реальность оказалась еще хуже (на 20%). Несмотря на кризис продолжались плановые инвестиции в производство - работы, связанные с капвложениями. Сданы в эксплуатацию системы вентиляции всех цехов предприятия, системы пожарной сигнализации и пожаротушения. Предприятие в целом было оборудовано системой сбора и пневмотранспортировки техотходов – в месяц производится 250-300 тонн макулатуры. Завершены косметические ремонты помещений. Безусловно, сократился фонд заработной платы: численность работаю-щих уменьшилась примерно на 1/4 – с 500 до 380 чел. Прямых уменьшений зарплат в целом не было, но изменилась система: с нового года оплата труда – сдельная. Реально печатники потеряли в зарплате до 10%.

 

 - А насколько сократилась при этом загрузка? 

 

- По количеству перерабатываемой бумаги мы вышли в августе на уровень прошлого года. Но уровень цен на наши работы сократился за это время в полтора раза. Чтобы удержать такие цены, необходимо было оптимизировать (сократить по максимуму) все расходы. Это позволило восстановить оборот в натуральных показателях. При этом в денежном выражении доходы упали со 120 до 90 млн. руб. Но прибыли сегодня практически нет, налога на прибыль также нет, все другие налоговые отчисления существенно уменьшились. Это позволило компенсировать потерю тех 30 млн., которые ушли из денежного оборота. Типография «Девиз» отличается от других аналогичных предприятий очень высокой производительностью оборудования, поэтому даже при невысокой цене высокий оборот позволяет покрыть те накладные расходы, которые несет любая типография. Это позволило изменить ценовую политику предприятия. «Де- виз» всегда позиционировался как типография высокого класса печати и далеко не самая дешевая, потому что оборудование было дорогим и уникальным для нашего региона. В условиях кризиса при том же качестве печати «Девиз» может предложить самые низкие цены - как в Санкт-Петербурге, так и в Москве. «Девиз» всегда был в первую очередь газетной типографией, а остальные возможности рассматривались как сугубо дополнительные. Газета и теперь продолжает оста-ваться основной нашей специализацией. Здесь мы безусловные лидеры на Северо-Западе. По объему пере- рабатываемой бумаги (2 тыс. тонн) мы производим 2/3 газетной продукции, которую потребляет Петербург и область. В связи с переходом на печать ежедневных СМИ остро встает проблема экспедирования газет; подготовка к радикальному усовершенствованию в этом направлении вступает в завершающую стадию. 

 

Знакомьтесь:новый коммерческий директор ТК «Девиз» Илья Анварович Имамназаров

- Минувшим летом завершилась инсталляция и успешно прошли приемо-сдаточные испытания машины Goss Universal 70. Как новая машина показала себя в работе и повлияла на место «Девиза» на рынке газетно-журнальной продукции.

 

- Ролевая печатная машина Goss Universal 70 – уникальное полиграфическое оборудование. Это самая производительная в нашем регионе машина для печати полноцветных газет по технологии coldest. Кроме того, наши специалисты оснастили машину двумя дополнительными фальцаппаратами, позволяющими печатать газеты формата А4 и А5, современными автоматическими системами приводки, подачи краски, рубки. В настоящее время агрегат запущен на полную мощь. Есть также намерение дооснастить машину  УФ-сушкой, что позволит печатать на мелованной бумаге по технологии heatset. Ищем, знакомимся, рассматриваем имеющиеся предложения. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, вопросы  дооснащения предприятия необходимым оборудованием ставятся и решаются. Наличие такого оборудования, безусловно, упрочило лидирующие позиции типографского комплекса «Девиз» в газетном производстве, ведь его потенциал в два с лишним раза превышает по объему печати возможности газетных машин, работавших в типографии прежде. Максимальный объем газеты, которую мы отпечатываем за один прогон при подключении всех печатных секций машины, - это 128 полос формата А3 цветностью 4+4. А при объеме газеты до 64 полос обеспечивается рекордная для нашей полиграфии скорость - 70 тыс. газет в час. С вводом в эксплуатацию этого оборудования у нашей типографии появилось основное преимущество – возможность печатать достаточно объемные (толстые) издания очень быстро и без потерь времени на вкладку тетрадей. 

 

- Как и другие наши крупные газетные типографии, «Девиз» оснащен не только газетной и журнальной ротацией, но и другим оборудованием, в том числе для листовой печати. 

 

- Сегодня листовая печать рассматривается в Типографском комплексе «Девиз» как отдельный бизнес, выполняет заказы, не связанные с выпуском СМИ. Это листовая рекламная полиграфия, каталоги, календари, брошюры. В последнее время кажется перспективной и книжная продукция в формате pocketbook - благодаря наличию не только печатного оборудования, но и собственной линии склейки. 

 

- Как себя чувствуют заказчики типографии в условиях экономического кризиса? 

 

- Ни для кого не секрет, что издательская и полиграфическая деятельность в 2009 году значительно сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. При этом произошло снижение цен на услуги типографий. Общемировые инфляционные процессы, безусловно, коснулись и нашего предприятия: многие крупные клиенты типографии сократили бюджеты и, как следствие, уменьшили тиражи своих изданий или приостановили их выпуск. Но при этом от нас практически не ушли наши заказчики - издатели, если не считать те 5-7%, которые прекратили издательскую деятельность в связи с кризисом еще в конце прошлого года. Произошло обновление круга заказчиков полиграфических услуг - количество издателей, доверивших типографии печать своих газет и журналов, в 2009 году выросло на 7%. Значительный вклад внесло и развитие отдела продаж, который ранее занимался не столько привлечением новых заказчиков, сколько фильтрацией поступающих заказов, отсеивая малые тиражи. Теперь типография принимает в работу и большие тиражи (при тираже газеты от 100 тыс. экз. у «Девиза» нет равных), и средние, и малые. Благодаря развитию коммерческой службы и отдела продаж удалось пополнить портфель заказов новыми клиентами из разных регионов. Далеко за пределами Санкт-Петербурга востребованы сегодня большие объемы газетной печати - это Вологда, Псков, Новгород, Петрозаводск, Нижний Новгород. А также и сама Москва, где конкурировать тяжелее, потому что там имеются собственные высокопроизводительные мощности, а значит и себестоимость печатной продукции ниже. Тем не менее, «Девиз» и в столице предлагает вполне конкурентные цены, несмотря даже на более длинное транспортное плечо. Как результат – «Типографский комплекс «Девиз» за прошедший год упрочил свои позиции лидера Северо-Западного региона России по производству полиграфической продукции, выйдя на уровень крупнейших типографий московского региона. Реструктуризация, затронувшая все службы предприятия, положительно сказалась на качестве оказываемых услуг и исполнительской дисциплине. Несмотря на кризис в экономике, типография в сентябре 2009 года не только восстановила, но и превысила объемы выработки продукции по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Так что мы вполне готовы к дальнейшим потрясениям.

 

- Однако, невозможно сокращать затраты до бесконечности – должен быть предел? 

 

- Могу с уверенностью предположить, что сегодня большинство типографий Санкт-Петербурга несет ежемесячные убытки, не занимается должным образом обслуживанием оборудования, предупредительным ремонтом. Это будет продолжаться до остановки первой крупной типографии, убытки которой превысят планку, установленную собственниками. Когда собственники почувствуют, что сегодня выгоднее или закрыться до лучших времен, или продать оборудование. На полиграфическом рынке должно произойти сокращение и укрупнение. После этого подействует эффект отложенной прибыли: участники рынка смогут компенсировать ранее понесенные убытки за счет заказчиков. Сегодня типографии заинтересованы в выживании издательств и вынуждены фактически спонсировать издателей, терпеть растущую дебиторскую задолженность, чтобы не разорить издательства. «Девиз» даже поддерживает некоторые издательские проекты. Как известно любому полиграфисту, издательская деятельность гораздо рентабельнее полиграфии, поэтому типографский комплекс инвестирует с согласия собственника средства в издательскую деятельность. Или на определенных условиях предоставляет издателям дополнительные отсрочки по платежам для реализации своей продукции. 

 

- Полиграфисты нынче тоже нуждаются в дополнительных отсрочках по своим финансовым обязательствам. 

 

  - Когда начался финансовый кризис, вдруг выяснилось, что у нас даже предприятия-монополисты из добывающих отраслей сильно задолжали Западу, не говоря уже о перерабатывающей промышленности. Не исключение и все полиграфические предприятия, для которых наличие кредитных обязательств перед зарубежным поставщиком - нормальное состояние. Западными кредитами подпитывался, в том числе, и потребительский спрос, что давало и полиграфическому производству дополнительную работу и дополнительные доходы. Вопрос только в том, насколько целевым образом были использованы кредиты. Если они целиком инвестированы в развитие, как на «Девизе»,– это одна ситуация. Если же большая часть кредита была использована нецелевым образом, то в ситуации экономического подъема и это может сойти рук. Но в условиях финансового кризиса поступление дополнительных средств прекратилось, спрос упал. Сразу стало видно, насколько обоснованы были инвестиции в оборудование – спад производства сразу отразился на положении предприятий и их способности возвращать долги. «Девиз» сегодня способен отдавать и отдает долги, пусть и после необходимых реструктуризаций и диалога с банками, потому что все деньги, вложенные в производство и инвест-проекты, работают. 

 

- Однако, не только у нас, по всему миру газетно-журнальная полиграфия сворачивается, а соответствующие бюджеты уходят, скажем, в Интернет. 

 

- Ну, в нашей стране информатизация общества еще очень не скоро достигнет такого уровня, что сможет реально вытеснить с российского рынка печатные СМИ.