Зоологическая мораль и как с ней бороться

27.11.2019

«Товарищи, работая над изданиями для детей, даже к великому Пушкину надо относиться с душою, но настороженно. Вот он пишет о том, что надвигается снежная буря: «Буря мглою Небо кроет…». Складно, красиво, спору нет. Но уж больно мрачную картину рисует поэт. Ребенок может испугаться, особенно, услышав продолжение – “..то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя”.

Так или примерно так проходило бы обсуждение издательского плана Главполитпросвета в далеком 1920 году.

Интересен и фрагмент критической заметки о стихотворении «Крокодил» Корнея Чуковского: «Надо ли давать эту книжку маленьким детям? Крокодил… Ребята видели его на картинке, в лучшем случае в зоологическом саду. А между тем жизнь животных страшно интересует ребят… Но из «Крокодила» ребята ничего не узнают о том, что им так хотелось бы узнать. Вместо рассказа о жизни крокодила, они услышат о нем невероятную галиматью… и другое. Изображается народ: народ орет, злится, тащит в полицию, народ трус, дрожит, визжит от страха… Это уже не невинное, а крайне злобное изображение…»

Написала эти слова Н.К. Крупская, которая завершает свой «анализ» так: «Я думаю, что «Крокодил» ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть». Примерно то же самое произошло уже в 1925 году с «Мухой-Цокотухой», где в Мухе увидели принцессу, в Комарике – переодетого принца.  Критикуемое направление даже получило название «Зоологическая мораль».

До наших дней это определение не дошло. Травля детских поэтов длилась до начала 1960-х годов.  Сегодня все перечисленные авторы давно стали классиками детской литературы, их произведения вышли в свет многомилионными тиражами и продолжают выходить до сих пор.

В 1990-е годы все изменилось. Книжные прилавки наполнились переизданиями классиков детской литературы, популярных до 1917 года. При всем при этом на страну обрушился вал бульварной литературы для взрослых, а о детстве на четверть века забыли, продолжая печатать и читать, то, что уже когда-то давно было написано.

Сегодня часто приходится слышать, что книг в магазине много, а выбрать что-то стоящее очень трудно. Огромное количество переводной детской литературы вызывает у родителей проблему выбора. Не буду делать подробный разбор современных книг для детей, но на наших книжных полках явно ощущается нехватка качественной системной детской научно-популярной, образовательной, исторической, историко-культурной богато иллюстрированной литературы.

Раньше над книгами этого направления для детей работали так: автор и художник творили вместе, в целом ряде случаев художник – соавтор, помощник автора. Совместно у них происходило накопление знаний об  объекте творчества, необходимых мелочей, из которых будущая книга будет состоять. Постепенно появлялся сценарий издания. Традиции изданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста диктуют такие условия работы, которые очень сложно в современном мире соблюсти. Куда проще нарисовать картинки на компьютере, снабдить нехитрым текстом, и вроде бы книга готова. Это может сделать каждый, а что дальше? Кто и как эти книги будет читать?

Мы тоже задались вопросом состояния современной детской русскоязычной литературы. И увидели, что множество тем, важных, ключевых для воспитания в детях любви к семье, родителям, городу, стране или слабо освящены или не освящены вовсе.

Поэтому и было принято решение создать в Санкт-Петербурге издательско-полиграфический холдинг «ДА».

В его создании свои усилия объединили крупнейшая типография Петербурга «Девиз» и старейшее издательство «Аврора».

Типографский комплекс «Девиз» – это сочетание более чем двадцатилетнего опыта успешной работы на рынке полиграфических услуг, уникального парка оборудования и высокопрофессиональной команды единомышленников.

Издательство «Аврора» за 50 лет своей деятельности выпустило более 1,5 миллиардов экземпляров изданий на 18 языках мира. В настоящий момент «Аврора» располагает огромным опытом в области подготовки изданий, посвященной культуре, истории и искусству.

Юлианна Черемская, генеральный директор издательства «Аврора»:

 «Создание издательско-полиграфического холдинга «ДА» – это первый опыт системного подхода к проблеме подготовки и выпуска в свет новой книги для детей. Мы объединили потенциалы типографии и издательства. Создали цепочку системы отношений, где первый шаг – формирование читательского спроса на умную книгу, быстрая издательская реакция, апробация на малом тираже и распространение этих книг на обширной территории России и Русского мира».

Олег Киселев, генеральный директор ООО «Типографский комплекс «Девиз»:

«Электронные книги в достаточной степени потеснили книги бумажные, а электронные СМИ не уступают в популярности отдельным печатным изданиям. Однако до полного перехода в «цифру» еще очень далеко. Растет число людей, которые хотят держать в руках красиво напечатанную книгу – тренд на чтение книг среди молодежи это подтверждает. Причина проста: как бы технологии не развивались, человек остается человеком. Научно доказано: то, что мы можем подержать в руках, на 40% более значимо для нашего мозга, чем то, что мы видим на экране. Давайте вместе приучать наших детей к правильному и доброму каналу информации с первых шагов жизни – ведь наше будущее, по сути, рождается уже сегодня».

Опубликовано в газете “Петербургский Дневник” от 27.11.2019 г.

8 апреля 2024
Тряхнём стариной!

Тряхнём стариной!Да, это мы можем. В своём роде, конечно. Мы можем вернуть прошлое, полиграфическое прошлое. […]

5 апреля 2024
Посмотрите за окно, там уже весна!

Да, в этом году весна ранняя. И совсем скоро можно будет сидеть на верандах кафе […]

5 апреля 2024
Бортовой, судовой, корабельный, путевой…

Речь идёт об очень важном техническом документе, который заполняется на любом транспортном средстве. Будь то […]

1 апреля 2024
Экскурсии в Типографский комплекс “Девиз”

Приглашаем заинтересованные организации на экскурсии в Типографский комплекс «Девиз». ТК «Девиз» – это крупнейшее на […]

5 февраля 2024
А вы знаете, какой путь проходит газета до того как попадет в читателю в руки?

Сперва тексты рождаются в головах у журналистов, а на бумаге уже оказываются в типографии. Студенты […]

5 февраля 2024
Найти себе занятие по душе важно для каждого

Но для детей и подростков особенно, ведь это может стать не только лекарством от скуки, […]

21 декабря 2023
Прайс-лист на печать предвыборной агитации 2024

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № […]

20 ноября 2023
Главное, успеть!

Что успеть? Заказать тираж фирменных календарей сейчас, чтобы ваши клиенты получили его до, а не […]

28 сентября 2023
Планирование — наше всё!

Распределить дела так, чтобы и всё успеть, и не сидеть над работой, какой бы она […]

28 августа 2023
Готовь сани летом. И календарь печатай летом, ну ладно, ранней осенью.

Готовь сани летом.И календарь печатай летом,ну ладно, ранней осенью. Мы, в “Девизе”, календари печатаем разные: […]

16 августа 2023
Найти лесоруба верхом на звезде

Возможно ли это? Да, возможно! Просто поставим кавычки. И посмотрим продукцию типографского комплекса «Девиз».Есть выпуск […]

2 августа 2023
Бизнес – завтрак с рекламными агентствами

Типографский комплекс Девиз устроил бизнес – завтрак с партнёрами. Были приглашены значимые компании в сфере […]

1 августа 2023
Типографский комплекс “ДЕВИЗ” и сообщество #PRSPB отметили вместе день PR – специалиста

28.07.2023 – всемирный день PR – специалиста. В честь этого события сообщество  #PRSPB устроило грандиозный […]

1 августа 2023
Прайс-лист на печать предвыборной агитации 2023

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № […]

21 сентября 2022
Чем нам, полиграфистам, полезна Индия. Рапортуем о выставке PrintExpo 2022 в Ченнае, Индия

Реальный бизнес всегда в поиске новых решений, новых поставщиков, новых потребителей. Действуя в рамках тренда […]

5 сентября 2022
Возвращение легендарной “Вечёрки”

1 -го сентября 2022 года возобновила свой выход знакомая каждому петербуржцу “Вечёрка”Тираж газеты «Вечерний Санкт-Петербург» […]

12 апреля 2022
Ежегодное заседание Клуба директоров цифровых типографий.

В четверг, 8 апреля, состоялось ежегодное заседание Клуба директоров цифровых типографий. С приветствием выступил председатель […]

24 марта 2022
Полиграфисты обращаются к премьер-министру и главе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Сейчас в типографском бизнесе новости такие: прерываются цепочки поставок из-за рубежа, а это —  мелованная […]

Связаться с менеджером


Сообщение отправлено