«Товарищи, работая над изданиями для детей, даже к великому Пушкину надо относиться с душою, но настороженно. Вот он пишет о том, что надвигается снежная буря: «Буря мглою Небо кроет…». Складно, красиво, спору нет. Но уж больно мрачную картину рисует поэт. Ребенок может испугаться, особенно, услышав продолжение – “..то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя”.
Так или примерно так проходило бы обсуждение издательского плана Главполитпросвета в далеком 1920 году.
Интересен и фрагмент критической заметки о стихотворении «Крокодил» Корнея Чуковского: «Надо ли давать эту книжку маленьким детям? Крокодил… Ребята видели его на картинке, в лучшем случае в зоологическом саду. А между тем жизнь животных страшно интересует ребят… Но из «Крокодила» ребята ничего не узнают о том, что им так хотелось бы узнать. Вместо рассказа о жизни крокодила, они услышат о нем невероятную галиматью… и другое. Изображается народ: народ орет, злится, тащит в полицию, народ трус, дрожит, визжит от страха… Это уже не невинное, а крайне злобное изображение…»
Написала эти слова Н.К. Крупская, которая завершает свой «анализ» так: «Я думаю, что «Крокодил» ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть». Примерно то же самое произошло уже в 1925 году с «Мухой-Цокотухой», где в Мухе увидели принцессу, в Комарике – переодетого принца. Критикуемое направление даже получило название «Зоологическая мораль».
До наших дней это определение не дошло. Травля детских поэтов длилась до начала 1960-х годов. Сегодня все перечисленные авторы давно стали классиками детской литературы, их произведения вышли в свет многомилионными тиражами и продолжают выходить до сих пор.
В 1990-е годы все изменилось. Книжные прилавки наполнились переизданиями классиков детской литературы, популярных до 1917 года. При всем при этом на страну обрушился вал бульварной литературы для взрослых, а о детстве на четверть века забыли, продолжая печатать и читать, то, что уже когда-то давно было написано.

Сегодня часто приходится слышать, что книг в магазине много, а выбрать что-то стоящее очень трудно. Огромное количество переводной детской литературы вызывает у родителей проблему выбора. Не буду делать подробный разбор современных книг для детей, но на наших книжных полках явно ощущается нехватка качественной системной детской научно-популярной, образовательной, исторической, историко-культурной богато иллюстрированной литературы.
Раньше над книгами этого направления для детей работали так: автор и художник творили вместе, в целом ряде случаев художник – соавтор, помощник автора. Совместно у них происходило накопление знаний об объекте творчества, необходимых мелочей, из которых будущая книга будет состоять. Постепенно появлялся сценарий издания. Традиции изданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста диктуют такие условия работы, которые очень сложно в современном мире соблюсти. Куда проще нарисовать картинки на компьютере, снабдить нехитрым текстом, и вроде бы книга готова. Это может сделать каждый, а что дальше? Кто и как эти книги будет читать?
Мы тоже задались вопросом состояния современной детской русскоязычной литературы. И увидели, что множество тем, важных, ключевых для воспитания в детях любви к семье, родителям, городу, стране или слабо освящены или не освящены вовсе.
Поэтому и было принято решение создать в Санкт-Петербурге издательско-полиграфический холдинг «ДА».
В его создании свои усилия объединили крупнейшая типография Петербурга «Девиз» и старейшее издательство «Аврора».
Типографский комплекс «Девиз» – это сочетание более чем двадцатилетнего опыта успешной работы на рынке полиграфических услуг, уникального парка оборудования и высокопрофессиональной команды единомышленников.
Издательство «Аврора» за 50 лет своей деятельности выпустило более 1,5 миллиардов экземпляров изданий на 18 языках мира. В настоящий момент «Аврора» располагает огромным опытом в области подготовки изданий, посвященной культуре, истории и искусству.
Юлианна Черемская, генеральный директор издательства «Аврора»:
«Создание издательско-полиграфического холдинга «ДА» – это первый опыт системного подхода к проблеме подготовки и выпуска в свет новой книги для детей. Мы объединили потенциалы типографии и издательства. Создали цепочку системы отношений, где первый шаг – формирование читательского спроса на умную книгу, быстрая издательская реакция, апробация на малом тираже и распространение этих книг на обширной территории России и Русского мира».
Олег Киселев, генеральный директор ООО «Типографский комплекс «Девиз»:
«Электронные книги в достаточной степени потеснили книги бумажные, а электронные СМИ не уступают в популярности отдельным печатным изданиям. Однако до полного перехода в «цифру» еще очень далеко. Растет число людей, которые хотят держать в руках красиво напечатанную книгу – тренд на чтение книг среди молодежи это подтверждает. Причина проста: как бы технологии не развивались, человек остается человеком. Научно доказано: то, что мы можем подержать в руках, на 40% более значимо для нашего мозга, чем то, что мы видим на экране. Давайте вместе приучать наших детей к правильному и доброму каналу информации с первых шагов жизни – ведь наше будущее, по сути, рождается уже сегодня».

Опубликовано в газете “Петербургский Дневник” от 27.11.2019 г.